Начало нового года ознаменовалось старой тенденцией безусловного господства соискателей над работодателями на рынке труда. Как будет меняться эта ситуация и что можно ожидать в ближайшем будущем, давайте разберем в этой статье.
Украинские предприятия испытывают не просто кадровый голод, а серьезнейший дефицит компетентности на всех линейках управления и непосредственного исполнения профессиональных задач. Разумеется, эта ситуация не является секретной для профи, которые могут, однако хотят исключительно за хорошие деньги. По своему смыслу заработная плата уже не является минимумом проживания, который покроет месячные расходы сотрудника и его семьи. Профессионал хочет иметь такой доход который будет гарантировать возможность накоплений и покрытия периодов вынужденной неработоспособности в будущем – на случай карантинов, военных действий, стихийных бурь да и просто отдыха, комфортного и более длительного, чем привычные всем 7 или 14 дней в год. На сегодняшний день компетентность имеет две цены — дорого и очень дорого.
Не соответствующий ожиданиям уровень заработной платы – первая причина не закрывающихся вакансий, однако она не единственная. Корпоративная культура, идущая в разрез с ценностями соискателей – вторая и серьезнейшая проблема украинского бизнеса, которая имеет прямое на влияние на оперативность и качество закрытия имеющихся вакансий.
Где же грабли?
Низкая скорость изменения системы менеджмента – вот основной бич работодателя, который из-за своей неповоротливости, директивности, закрытости и упёртости в «совковые» принципы управления не может привлечь компетентные кадры и, тем более, удержать их на протяжении длительного времени. Работодатель, в лице HR-менеджеров организаций, все еще обсуждает вопросы психологических особенностей поколения Y на конференциях, а в реальной жизни представители этого поколения –20-35 летние соискатели, уже стоят на пороге организаций, но не готовы функционировать в анахроничных корпоративных культурах.
К чему не готов украинский работодатель?
Большие бюджеты, вложенные в бренд работодателя, к сожалению, не приносят организациям ожидаемых результатов. Показатели текучести показывают динамику критичного увеличения по направлению «сверху-вниз», подбор персонала в организацию осуществляется с теми же трудностями, что и раньше, бизнес-процессы сбоят, плановые показатели не достигаются. И вот тут, конечно же, нужно своевременно вспомнить о том, что HR-маркетинг является важным инструментом, но не основным в привлечении, удержании и результативности работающих людей. В оторванном формате, то есть, без скоординированной работы всего менеджмента над ликвидацией директивных моделей управления, все затраты на репутационные статьи окажутся бессмысленными. И именно к этому украинский работодатель, в большинстве своём, еще не готов. Не готов воспринимать отдельного человека как основную ценность организации и всех сотрудников как настоящий, а не декларируемый капитал бизнеса.
Работодатель всё ещё не готов принимать решения быстро. В том числе и решения в бизнес-процессе «подбор и найм персонала». One Day Оffer – механизм оценки и оформления сотрудника в один день пока еще не знаком большинству работодателей в принципе. А ведь соискатели, безусловно, отдают предпочтение тем организациям, которые минимизируют бюрократические процессы на входе, правильно предполагая, что подбор персонала зеркально отображает реальную картину взаимодействия внутри организации в процессе постоянной деятельности.
Cистема грейдов и KPI – еще одна проблемная зона в готовности работодателя честно и открыто показать настоящий и перспективный доход каждому сотруднику.
Ценностно-целевая модель компетенций – пока еще «слепое пятно» в большинстве бизнесов, демонстрирующих низкую готовность принимать ценности изменяющегося мира. Отсутствие модели компетенций свидетельствует об отсутствии описания вакансии и единого понимания требований к кандидату. Как соискатель понимает отсутствие стандартизированных требований? Естественно, правильно — будет применяться ручное управление и излюбленный метод целеполагания руководителей старого формата – беги туда, куда я тебя пошлю и быстро. Привлекательно ли такое место работы доя компетентных профи и молодых и перспективных соискателей? Ответ очевиден – конечно же нет.
Тренинги по подбору персонала, разработке моделей компетенций, разработке грейдов, разработке KPI по можно посмотреть здесь
Агентство по подбору персонала. Возможны ли чудеса?
Независимо от того, какая стоимость услуг по подбору персонала, чудеса трудоустройства любое агентство по подбору персонала продемонстрировать не сможет. В реальности, компания по подбору персонала может помочь только в вопросе доведения потенциального сотрудника до входной двери бизнеса. Дальше уже вам карты в руки, господа! Адаптируйте, оценивайте, развивайте, мотивируйте, удерживайте и вовлекайте. Применяйте системные технологии, они есть и они работают. А заказать быстрый и доступный подбор персонала в Украине можно здесь
Ирина Тарасова, Управляющий партнёр ВИЧЕ КОНСАЛТИНГ